Источники по истории Ставрополья |
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬЯ
Для изучения истории Ставрополья, во второй половине XVIII - первой трети XIX вв. большое значение имеют документы, отложившиеся в Государственном архиве Астраханской области. Целью данного обзора является выявление и систематизация источников относящихся к территории современного Ставропольского края. В астраханском областном архиве имеются несколько фондов, в которых содержатся документы так или иначе касающиеся истории ставропольской земли. Наибольшее количество дел сосредоточено в фонде Астраханской духовной консистории (Ф. 599, ОП. 2). Интересен тот факт, что во второй описи фонда до 80% дел не относятся к территории современной Астраханской области, а касаются территорий современных Ставропольского и Краснодарского краев, Дагестана, Осетии и некоторых других соседних регионов. По характеру содержащейся информации эти документы можно условно разделить на две группы: 1) документы церковного учета населения и записи актов гражданского состояния; 2) различные прошения и рапорты церковнослужителей. В свою очередь во второй группе документов имеются дела - прошения и жалобы, касающиеся тех или иных конкретных лиц и есть документы, в которых тем или иным образом отображается история городов, сел, станиц и людей их населявших. К первой группе источников относятся так называемые исповедные ведомости (другие названия: исповедные росписи, исповедные книги), - источники, которые практически не сохранились в Государственном архиве Ставропольского края, метрические книги и книги брачных обысков. Исповедные ведомости регулярно начали составляться со времени Петра I . В них указывалось отношение прихожан к соблюдению основных религиозных обрядов – исповеди и Святому причастию. Но поскольку в ведомостях фиксировались и маленькие дети, которые в силу естественных причин не могли соблюдать этих обрядов - фактически исповедные ведомости являлись переписью всего населения, проживавшего на территории того или иного прихода. К сказанному надо добавить, в ведомостях фиксировались все христиане, не только православные, но и раскольники, молокане, лютеране, католики. Исповедные ведомости составлялись погодно (т. е. ежегодно). При проведении генеалогического исследования исповедная ведомость является, по сути, источником альтернативным ревизской сказке. При этом основной недостаток исповедной ведомости как типа источника в сравнении с ревизской сказкой состоит в том, что в первой не указывались сведения о миграции мужского населения (то есть о переселении из одного населенного пункта в другой); кроме того, нередко возраст населения (главным образом людей преклонного возраста) указывался ошибочно. Главное достоинство исповедной ведомости как вида источника состоит в том, что в ней фиксировалось все население, а не только податное, как в ревизское сказке. Исповедные ведомости являются уникальным источником по исследованию состава казачьих станиц и сел, поскольку в ревизских сказках казачество не учитывалось. Кроме того, исповедные ведомости позволяют составить представление о национальном составе и вероисповедании населения. В архивной описи достаточно часто приводятся «глухие» заголовки названий дел: например – «Исповедные росписи», без указания территориальной принадлежности. Полный список исповедных ведомостей по второй описи фонда 599 можно представить в виде сводной таблицы:
Из этого списка было обработано пять дел за 1802, 1809-1811, 1814, 1820 и 1827 гг. (ниже приводятся внутренние описи). Все указанные исповедные ведомости к церковным приходам различных населенных пунктов Ставропольского, Георгиевского и Александровского уездов (по существовавшему тогда административно-территориальному делению). Анализ исследованных документов дает основание предполагать, что и остальные исповедные ведомости также относятся к населенным пунктам Ставропольского региона. В составе фонда 599 имеются документы, в которых содержится краткое описание станичных церквей и причта – клировые ведомости за 1824-28 гг. 1. Правда, в описи ошибочно указано – «Исповедные ведомости за 1824-28 гг.» (самоназвание дела - клировые ведомости станичных церквей, передаваемые священнику отдельного Кавказского корпуса). Сохранились клировые ведомости и по церквам Пятигорского уезда за 1821 год . Во второй описи фонда 599 представлено также несколько дел, непосредственно касающихся города Ставрополя – метрические книги за 1801, 1802, 1804, 1809 (только Троицкий собор) и 1828 гг. Дела эти вне зависимости от того, что имеют по описи разные названия фактически являются метрическими книгами. Нельзя не заметить, что и в данном случае в описи имеются неточности. Ниже представлен перечень метрических книг по г. Ставрополю, сохранившихся в фонде Астраханской духовной консистории: Д. 1057 Книга Ставропольского Троицкого собора о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1801 год (фактически - метрическая книга Троицкого собора Ставрополя и Ставропольской казачьей станицы Казанская церковь); Д. 1168 Метрическая книга по городу Ставрополю за 1802 год ; Д. 6441 Сведения о родившихся, бракосочетавшихся и умерших по городу Ставрополю 1804 год ; Д. 6152 Переписка о родившихся, бракосочетавшихся и умерших по городу Ставрополю 1809 год (Троицкий собор); Д. 5822 Книга Георгиевского духовного правления, переданная в Ставропольскую Казанскую церковь для вписания в их приход родившихся, бракосочетавшихся и умерших в 1828 году (на самом деле метрические книги Троицкого собора и Казанской церкви города Ставрополя). По данным метрическим книгам можно проследить динамику естественного изменения количества жителей города Ставрополя в начале XIX столетия. В них также содержатся сведения о переходе в православие отдельных представителей купечества. По населенным пунктам Ставропольского уезда сохранилось несколько метрических книг за разные годы: за 1800 год (д. 6871), за 1803 год (д. 1013), за 1810 год (д. 1592), 1812 год (д. 1621), 1813 год (д. 1733). Из них был обработан документ 1803 года, в котором имеются записи о родившихся, бракосочетавшихся и умерших по следующим церквам Ставропольского уезда:
Кроме исповедных ведомостей и метрических книг сохранились три документа брачных обысков: Николаевской церкви села Надежда за 1811 г. (д. 6583), за 1816 г. (д. 6616) и села Новомарьевского Ставропольского уезда за 1823 год (д. 6992).
Комплекс дел, отложившихся в фонде 599 (опись 2), помимо исповедных ведомостей, метрических книг и брачных обысков, представляет огромное поле для исследователя. Часть дел касаются истории населенных пунктов и людей их населявших. К категории подобных документов можно отнести следующие дела: Д. 1041 Рапорт благочинного протоиерея Ильи Тимофеева о разрешении постройки в городе Ставрополе Троицкого собора 13.03-10.04.1801 г.; Д. 1016 Рапорт протоиерея и благочинного Ильи Тимофеева города Ставрополя Троицкого собора с предоставлением описи имущества церквей города Ставрополя 7.02-11.04.1801 г.; Д. 3740 Дело об отступлении от православной веры жителей села Прасковеи 20.07-30.10.1822 г. на 17 лл. Другая часть документов (большинство) представляет собой прошения, рапорты (главным образом священнослужителей) по вопросам их передвижения по службе. Для того, чтобы получить представление о характере таких документов упомянем некоторые из них: Д. 882 Прошение священника Ивана Петрова города Георгиевска Николаевской церкви о перемещении его в село Яблонки Саратовской десятины по близости к селению Широкие Буяраки, откуда он против воли переведен в Георгиевск и дом его и семейство. 18.02-25.05.1793 г. на 7 лл. Д. 885 Прошение священника Тимофея Игнатова города Ставрополя об определении его благочинным 15.03-16.04.1793 г. на 3 лл. Д. 1141 Прошение дьякона Макара Алексеева Рождественского селения о переводе его село Пелагиаду 18.11-22.12.1802 г. на 3 лл. Д. 3714 Прошение священно и церковнослужителей Ставропольской Казанской церкви об оставлении их на прежнем положении при двух штатах 11-17.11.1822 г. на 3 лл. Д. 4373 Прошение дьякона Василия Дмитриева Ставропольской Казанской церкви об отстранении протоиерея Малинина от ведения следствия 14.04.1824-27.01.1826 гг. на 5 лл. Д. 4429 Прошение причетника Петра Михайлова Ставропольского уезда села Кугультов Казанской церкви о выдаче ему на проезд паспорта для свидания с родственниками 7.08-1.09.1825 г. на 2 лл. Д. 51 74 Прошение причетника Петра Спиридонова Пензенской губернии села Перевесина о принятии его в епархию и об определении его в село Кугульты к Казанской церкви причетником 6.03.2827 г. Д. 4320 Прошение дьячка Ильи Михайлова о рукоположении его к Ставропольскому Троицкому собору в священники 4.08-10.09.1825 г. на 12 лл. Д. 5401 Прошение прихожан города Ставрополя о переводе священника Василия Тимофеева к Ставропольскому Троицкому собору. 9.08-13.09.1827 г. Д. 5406 Прошение священника Василия Тимофеева Ставропольской Казанской церкви об определении его Ставропольский Троицкий собор священником 7.05-20.06.1827 г. Д. 5582 Просительное письмо священника Ставропольского Троицкого собора Иоанна Тимофеева о неправильном очернении его чести. 4.02-31.03. 1827 г. на 20 лл. И т.д. Таким образом, в этом комплексе документов содержатся сведения о передвижении по службе церковнослужителей.
Кроме документов учреждений религиозного культа в Государственном архиве Астраханской области имеется несколько фондов светских учреждений, в которых отложились документы, относящиеся к Ставрополью. В количественном отношении светских документов сохранилось гораздо меньше, чем церковных. Во второй описи фонда Астраханское губернское рекрутское присутствие (Ф. 454, ОП. 2) имеется Д. 4 - Дело о зачислении рекрут из города Ставрополя (21-23.09.1797 г.) на 48 лл. В фонде 549 Астраханское провиантское комиссионерство (1745-1821 гг.) сосредоточено 1388 дела, некоторые из них касаются территории современного Ставропольского края.
В этом обзоре предпринята попытка систематизации источников по истории Ставропольского края, находящихся в Астраханском архиве. Детально рассмотрены документы фонда Астраханской духовной консистории, относящиеся к территории современного Ставропольского края. Фонды светских учреждений рассматривались лишь в аспекте генеалогических исследований. Проведенный анализ источников свидетельствует о том, что без привлечения документов хранящихся в Государственном архиве Астраханской области комплексное и всеобъемлющее исследование истории Ставрополья периода первой трети XIX века невозможно.
Внутренние описи исповедных ведомостей
Исповедная ведомость 1802 года
Исповедные росписи за 1809, 1810, 1811 гг. Александровский и Георгиевский уезды
Исповедные росписи за 1814 год
Исповедная роспись 1820 года
Исповедная книга 1827 года (Ставропольский и Георгиевский уезды)
27.03.2005 г. Михаил Михайлович Гершзон там же, Д. 4423 д. 7144 (название по описи: «клировые ведомости Пятигорского уезда сел и церквей о священноцерковнослужителях за 1821 год») так в документе перечень населенных пунктов расположен в том же порядке, что и в источнике. Приведена транскрипция оригинала там же, Д. 1177б там же, Д. 1578 там же, ОП. 2, Д. 1936 там же, Д. 3283 ГААстрО, Ф. 599, ОП. 2, Д. 7148 |